Семинары по организационному поведению всегда отличались своей
необычностью... Что-то интересное на каждом из них да происходило.
После каждого семинара группа начинала смотреть на мир иначе.
Весьма тесная аудитория, в которой каждый буквально ощущал локоть
соседа, упёршийся ему в бок, позволяла создание подобия коллективного
разума. Вся группа начинала одинаково реагировать на действия
преподавателя, синхронно обращала взоры на фабрику "Заря" за окном и на
дверь, которую регулярно кто-то порывался открыть из коридора.
Самым же главным отличием этих семинаров было то, что, несмотря на
все соблазны, вся группа непременно оказывалась вовлечённой в
обсуждение темы и зачастую (но не всегда) каджый, даже обычно
безразличный студент, принимался с жаром отстаивать свою точку зрения и
излагать взгляд на проблему, призывая в аргументы высказывания
классиков, цитаты великих и общенародные пословицы, поговорки и присказки. Разумеется, это
никоим образом не относилось к регулярному опросу в начале пары, ибо в
каждом нормальном студенте со школьных времён на генетическом уровне
заложена неприязнь к этой малоприятной, но почему-то обязательной
процедуре, во время которой основная часть группы(если не вся),
старалась принять максимально низкое и малозаметное положение за
партой, стараясь даже дышать через раз, как будто это могло помочь
преподавателю провести свой взгляд мимо твоей фамилии в журнале.
Но вернёмся к очередному семинару, большая часть которого осталась
уже позади, страшный опрос был уже вполне успешно пройден, студенты
вполне доброжелательно внимали очередной дискуссии, постепенно
втягиваясь в неё, за окном светило утреннее солнце, а в аудиторию, как
обычно, регулярно кто-то порывался зайти... Сегодняшний семинар имел
важнейшую для потенциальных специалистов и руководителей ценность,
поскольку был посвящён искусству подавания грамотных критических
замечаний. Была затронута важный вопрос: как высказать замечание, не
задев при этом самолюбия оппонента и не оставив после неприятиных
впечатлений о себе? Вопрос был насущен, интересен и животрепещущ...
Многие пытались высказаться, явить миру своё понимание проблемы, но
доводы многих разбивались о неумолимую логику и задавливались примерами
из жизни преподавателя. Но группа не сдавалась! Новые бойцы рьяно
рвались в бой, приходя на смену уже подуставшим и поверженным, битва
была интересной и мало кто мог предугадать её исход.
И вот под конец, когда, казалось мы были повержена, а препод
собирался произнести заготовленную заранее исчерпывающую спор фразу,
которая открыла бы для нас одну-единственную правильную точку зрения,
ухитрившись при этом никого-таки не обидеть, у Марата оформилась
наконец мысль, которая так долго витала рядом и он решил не упускать
шанс. Торопясь успеть изложить её как можно скорее, он позволил руке
взметнуться ввысь, и, не ожидая более ни секунды, позволить бурлящему
потоку собственного мнения, оформленному в слова, выплеснуться в
пространство аудитории. Его речь была буквально пронизана глубочайшей
уверенностью и несла такой заряд энергии, что вся группа невольно
отвлеклась от мыслей о предстоящей перемене и внимательно стала сушать
одногруппника.
- ...Я считаю, - бодро продолжил он,- прежде чем высказать
человеку, что о нём думаешь, да и вообще, поругать, стоит его сначала
немного похвалить. Например (группа затихла и обострила слух): "Ты,
Вася, человек, конечно, хороший, но тупой!"
Молчание повисло в воздухе. Испуганная муха поспешила уесться на
краешек лампы, птицы перестали петь за окном, в мире родилось порядка
28 младенцев, на МКС прозвенел будильник, а до нас дошёл смысл
сказанного.
Поначалу раздался робкий неуверенный смешок, затем второй, затем
на аудиторию обрушилась лавина неудержимого хохота. Недоумевающего
Марата хлопали по плечу, укоризненно качая головой и нерешительно
смотрели в сторону преподавателя - Василия Юрьевича Зудина, ожидая его
реакции. И тут Марат понял, что сказал... Он смутился, улыбнулся,
испугался, подумал о будущем, улыбнулся, решил исправиться и сообщил
преподу, что не совсем это имел в виду. Но было поздно - Василий
Юрьевич тоже смеялся. Наверное, в тот миг он вспомнил маму... или папу,
или того счастливца, в честь которого его назвали. Но всё равно, в
ситуации смешного было гораздо более, чем обидного. Марат, покраснев,
пытался извиниться, даже несмотря на уверения преподавателя, что всё в
порядке, и никто не в обиде. Марат попытался привести тот же пример,
подставив другое имя, но его уже никто не слушал. Этот семинар уже вошёл в историю группы...